-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Планета_Здоровье

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.03.2013
Записей: 3030
Комментариев: 14990
Написано: 18186

Человеческая память – самое дорогое, что нам дано

Вторник, 27 Августа 2013 г. 08:20 + в цитатник

5239983_pamyat (250x200, 10Kb)Ежедневный поток информации, обрушивающийся на нас лавиной, заставляет задуматься о том, как улучшить память и концентрацию внимания. Сегодня эта проблема актуальна не только для людей пожилого возраста, но и для студентов, и работников умственного труда, другими словами, для абсолютного большинства.

Как сохранить память и улучшить концентрацию внимания?


Память – это сложнейший нейропсихологический познавательный процесс, благодаря которому происходит фиксация, накапливание и воспроизведение информации, поступившей из окружающей среды. Память человека уникальна, она позволяет человеку чувствовать себя индивидуальностью. Лишившись памяти, человек теряет собственное «я», становится растерянным и дезориентированным. Любое событие в жизни человека, любое впечатление или переживание бесследно не проходят, они остаются зафиксированными на длительное время и впоследствии используются в качестве личного жизненного опыта данного индивидуума.

В зависимости от органов чувств, которые участвовали в восприятии человеком новой информации, выделяют такие типологии памяти:
Зрительная (визуальная) память.
Звуковая (аудиальная) память.
Вкусовая память.
Болевая память.
Моторная (кинестетическая) память.

По характеру психической активности различают следующие виды памяти:
Эмоциональная память - сохраняет пережитые человеком чувства и эмоции.
Двигательная память – запоминает производимые движение и действия.
Образная память – позволяет человеку запомнить зрительные или звуковые образы, формирует ассоциации.
Смысловая (словесная) память – отвечает за сохранение уже слышанных, произнесенных или прочитанных слов.

По длительности хранения информации выделяют два отдельных вида памяти:
Кратковременная память. Отличительной чертой является достаточное краткое сохранение информации и забывание непосредственно после воспроизведения.
Долговременная память. Характеризуется длительным удержанием материала при многократном его повторении и воспроизведении.

Память не является единой функцией, она состоит из цепочки самостоятельных мнемических процессов, при помощи которых и происходит восприятие, сохранение и дальнейшее воспроизведение информации в головном мозге. Название «мнемические» («мнестические») происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины, которая, по мнению древних греков, и наделяла людей памятью. Благодаря мнемическим процессам, все человеческие ощущения и восприятия не исчезают без следа, а формируют определенные навыки, умения и знания. Все эти процессы взаимосвязаны между собой и проходят в строгой определенной последовательности.

Запоминание – это первая стадия обработки нового материала, его закрепление (получение новых данных и ввод их в память). Запоминание может быть как непроизвольным, так и предпринимаемым сознательно и выполняемым с помощью каких- либо приемов (заучивание).

Затем следуют сохранение (удержание) и воспроизведение (извлечение нужной информации, ее использование для выполнения поставленной задачи). Чем выше степень важности данной информации для человека, тем лучше и надежнее осуществляется ее сохранение. Соответственно, качественно организованное запоминание влияет на сохранение информации, а воспроизведение напрямую зависит от степени сохранения.

Также выделяют узнавание, которое характеризуется появлением своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии какого-либо действия или события, уже имевших место в прошлом.

С раннего детского возраста способности к запоминанию и заучиванию постепенно совершенствуются, достигая своего максимума к 20 - 25 годам. На таком высоком уровне память сохраняется до 40-45 лет, а потом постепенно происходит угасание активной мнестической деятельности, особенно это касается запоминания нового материала. В преклонном возрасте срабатывает закон «обратного хода памяти», который характеризуется слабой способностью к запоминанию нового и текущих событий и воспроизведением впечатлений детства.

Только при успешном взаимодействии мнестических процессов человек может вести активную, полноценную и комфортную жизнь. Их активность зависит от психоэмоционального состояния человека, соматических заболеваний, переутомления, недосыпания и т.д. Нарушения памяти и внимания отмечаются также при заболеваниях печени, после перенесенных черепно-мозговых травм, при отравлении угарным газом, при недостатке витамина В1, при депрессиях и неврозах.
Концентрация внимания - необходимость, продиктованная современным ритмом жизни

Способность человека воспринимать новую информацию и запоминать определенные цифровые или буквенные комбинации находится в непосредственной зависимости от умения сконцентрировать свое внимание и сосредоточиться.

Концентрация внимания позволяет человеку настроиться на выполнение одной единственной задачи, направить свое внимание на один объект и не отвлекаться на всевозможные сопутствующие факторы. Сосредоточить внимание зачастую является непосильной задачей, ведь на человека ежесекундно воздействует масса источников визуальной, слуховой и зрительной информации. Где бы человек ни находился, что бы он ни делал, его разум находится под прицелом всевозможных шумов, рекламы, телефонных звонков, разговоров окружающих людей, гула автомобилей и прочих отвлекающих факторов. Поэтому в современном мире умение сосредотачиваться и сконцентрировать внимание – необходимый навык для обработки информации, без которого выполнение профессиональных и повседневных обязанностей становится практически невозможным.

Такие сложные психические (когнитивные) процессы как память и внимание осуществляются благодаря сложнейшим взаимосвязям между различными отделами головного мозга: коры с речевыми центрами, лобных долей, ретикулярной формации, стволовых отделов. Когнитивные возможности являются высшими функциями мозга, к ним также относятся мышление, обучение, логика, пространственная ориентация, способность рассуждать. И именно нарушения памяти и внимания характеризуют начальную стадию снижения когнитивных возможностей.
Возрастное снижение когнитивных способностей

Ослабление когнитивных функций с возрастом обозначается как возрастное когнитивное снижение и характеризуется снижением концентрации внимания, уменьшением возможности длительно удерживать внимание на высоком уровне, снижением объема оперативной памяти, уменьшением скорости реакции. Причиной таких нарушений является совокупность факторов, приводящих к морфологическим и нейромедиаторным изменениям, происходящим в веществе головного мозга с возрастом. К таким факторам относят снижение количества нейронов преимущественно височной и лобной области после 45-50 лет, уменьшение количества синапсов между нервными клетками, снижение продукции нейромедиаторов (норадреналина, дофамина, ацетилхолина). В результате развиваются незначительные атрофические изменения головного мозга, влекущие за собой трудности в приобретении новых знаний и навыков, сложности при работе с большим количеством источников информации и т.д.

Наиболее частыми причинами морфологических изменений являются сосудистые и нейродегенеративные заболевания головного мозга. Микроангиопатия (патология сосудов среднего и мелкого диаметра) приводит к нарушению микроциркуляции в головном мозге, развитию ишемических зон и очагов демиелинизации. Причиной сосудистой патологии чаще всего является артериальная гипертензия, часто - в сочетании с сахарным диабетом. Под воздействием факторов артериальной гипертензии происходит изменение мышечной стенки сосудов, развивается эндотелиальная дисфункция, приводящая в конечном итоге к нарушению ауторегуляции мозговых сосудов. В результате мелкие сосуды теряют способность расширяться и поддерживать на должном уровне адекватное кровообращение головного мозга, это приводит к снижению кровотока и развитию ишемии.

Возрастные нарушения памяти и внимания возникают не у всех людей преклонного – возраста, многим удается сохранить острый ум, логику мышления, цепкую память и ясность мысли. Этому способствует эмоционально насыщенная жизнь, умеренные физические нагрузки, активная умственная деятельность, отсутствие вредных привычек, наследственная обусловленность.

Рубрики:  Полезные советы
Метки:  

Процитировано 22 раз
Понравилось: 12 пользователям



TAYACH-47   обратиться по имени Вторник, 27 Августа 2013 г. 09:39 (ссылка)
подробная информация - спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
anusya_m   обратиться по имени Человеческая память – самое дорогое, что нам дано Вторник, 27 Августа 2013 г. 09:50 (ссылка)
Спасибо,очень интересное описание человеческой памяти.Вывод такой-необходимо тренировать мозги с молодых лет и своевременно консультироваться у специалистов,чтобы к старости не впасть в детство...
Ответить С цитатой В цитатник
anusya_m   обратиться по имени Человеческая память – самое дорогое, что нам дано Вторник, 27 Августа 2013 г. 09:51 (ссылка)
Спасибо-интересный материал.
Ответить С цитатой В цитатник
Галин_а   обратиться по имени Вторник, 27 Августа 2013 г. 10:13 (ссылка)
Поменьше физических нагрузок это я понимаю! Вредных привычек тоже нету! А память потихонечку уходит( и делает это по английски) Что делать то?
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Вторник, 27 Августа 2013 г. 11:27 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку